ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ. М.В. Белякова, учитель физики Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г. Твери
Современное российское общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь, поскольку успешное решение социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, требует активных, творчески мыслящих личностей, способных своевременно и оптимально включиться в преобразовательную деятельность, обладающих высоким интеллектуальным, творческим, нравственным и физическим потенциалом, готовых к высокопродуктивной, здоровой жизнедеятельности. Разработка системы формирования здорового образа жизни является сегодня делом государственной важности и находит отражение в приоритетном национальном проекте «Здоровье». Законодательный уровень решения данной проблемы связан с тенденцией к катастрофическому падению престижа здоровой жизнедеятельности среди населения, особенно молодежи. Прикладной уровень - с формированием у каждого конкретного индивида эмоционально-личностной потребности в здоровом образе жизни. В этой связи в основных документах, определяющих стратегию государства в области образования (Национальной доктрине образования и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) особое внимание уделяется поиску путей решения проблем здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения. Департамент образования Тверской области также важнейшим направлением своей работы считает «Программу профилактики распространения алкоголизации и асоциального поведения молодежи, основой которой является первичная профилактика и социальное воспитание обучающихся, позволяющее не только дать полную информацию, но и привить детям навык трезвого, здорового образа жизни, лишенного патологических привязанностей и наклонностей». В докладе В.Р. Кучмы д.м.н. профессора, директора НИИ гигиены и охраны здоровья и подростков НЦЗД РАМН на Всероссийской научно-практической конференции в 2006 году отмечалось, что состояние здоровья детей и подростков России характеризуется устойчивыми тенденциями к росту заболеваемости по обращаемости во всех возрастно-половых группах. За последние 5 лет заболеваемость детей от 0 до 14 лет увеличилась на 19,2 %, а подростков 15-17 лет – на 20,2 %». В контексте этого основной задачей школы является подготовка людей, ориентированных на новые жизненные ценности, среди которых одной из главных - выступает осознание здорового образа жизни. Основными модулями профилактической и оздоровительной работы образовательных учреждений, как известно, являются: оптимизация школьной среды; образование детей в сфере здоровья; психологическое консультирование; медицинское обеспечение детей в школе; повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей; работа с семьей и общественностью. В рамках нашей школы № 34 г. Твери данное направление деятельности реализуется достаточно успешно. Не вдаваясь в подробности работы школы в целом по данной проблеме, в этой статье мы - учителя физики рассказываем о том, как помогаем обучающимся овладевать знаниями, необходимыми для осознания важности здорового образа жизни. Нужно отметить, что в школе несколько лет работает возглавляемая нами творческая учителей занимающаяся вопросами изучения и внедрения в школьную практику валеологических аспектов обучения. Накопив достаточно большой теоретический материал, и, широко применяя приемы здоровьесберегающих технологий на уроках, мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения элективного курса «Шаги к здоровью»для девятиклассников. На начальном этапе в 2004 году нами совместно со школьным психологом была составлена и проведена в 8-х классах анкета по выявлению объема знаний школьников о здоровом образе жизни, характере эмоционально-личностного отношения к данному аспекту, исходного уровня сформированности установки на здоровый образ жизни и исследованию распространенности негативных проявлений в жизнедеятельности обучающихся. Результаты анкетирования (79 чел.)
Данные, полученные в ходе обработки анкет, показывали определенную тенденцию к преимущественному преобладанию низкого уровня сформированности установки на здоровый образ жизни и выявляли противоречие между слабой разработанностью в образовательном процессе теории и практики подготовки обучающихся к здоровому образу жизни и реальными потребностями общества в личности человека, сознательно выбирающего способ жизнедеятельности, обеспечивающий ему сохранение и укрепление собственного здоровья для полноценного выполнения своих социально-биологических функций. Целью курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся:
В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие умения (компетентности), которые позволяют им заботиться о своем здоровье:
Данный элективный курс рассчитан на 34 часа и включает систему лекционно-практических занятий. Теоретические аспекты курса охватывают важнейшие параметры жизнедеятельности личности: - соблюдение оптимального двигательного режима; - тренировку иммунитета и закаливание; - организацию рационального питания и режима жизнедеятельности; - психофизиологическую регуляцию; - искоренение вредных привычек; - валеологическое самообразование. Некоторые занятия проводятся совместно со специалистами – школьными психологом и врачом Практические аспекты включают разработку и защиту проектов направленных на агитацию школьников в пользу здорового образа жизни. Главные требования: - проект должен иметь ярко выраженную валеологическую направленность; - должен представлять собой вариант агитационно-просветительной акции, адресованной лицам подросткового возраста; - обязательным условием является наличие деятельностной составляющей, которая предполагает активное привлечение аудитории к участию в обсуждении проекта; - реализация проекта должна предусматривать задания, предполагающие моделирование ситуаций, приглашающих аудиторию к диалогу. На предпоследнем занятии традиционно проводится повторное анкетирование. И каждый раз при сравнении результатов анкет мы стабильно получаем примерно одинаковую картину роста процентов от начального и низкого уровня к среднему и высокому по первым трем показателям и понижение процента по четвертому показателю. В нашей стране отсутствует приоритет здорового образа жизни, но потребность его формирования как социально значимой и индивидуально-личностной ценности пробуждается введением данного элективного, и, подобных ему курсов, в школьную программу. Приведем лишь некоторые высказываниями обучающихся, посещавших элективный курс "Шаги к здоровью". Красильникова Ю. (9в класс, 2006-07 учебный год): "Никогда не думала, что в школе научат правильно относиться и реагировать на ситуации, затрагивающие не только физическое, но и духовное здоровье. Я уверена, что это необходимо знать каждому человеку…" Заславский С. (9а класс, 2007-08 учебный год): "Научился методикам, позволяющим снизить негативные последствия влияния стрессов на организм. Впервые серьезно задумался о вреде курения, ведь раньше воспринимал это лишь как запрет взрослых…" Применение данного элективного курса не претендует на единственно верный путь для формирования установки на здоровый образ жизни, а предлагает один из возможных вариантов решения проблемы. После трехлетней апробации курса "Шаги к здоровью" мы убеждены в том, что включение в школьную программу подобного курса, изучаемого с первого по одиннадцатый классы или интегрирование вопросов здорового образа жизни в предметы естественно-научного цикла, ОБЖ, обществознания, МХК и др., обеспечит современному человеку возможность стать носителем идеи здоровья, как основного жизненного приоритета.
|
|
© belyackovamarina |