Урок по теме «Внутренняя энергия»

в режиме on-line

8 класс

Пояснительная записка.

Конспект урока показывает, как, используя современные информационные технологии, изучить понятие внутренняя энергия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку физики в 8-м классе. Урок проводится в режиме on-lain, теоретическая информация о внутренней энергии и анимации для демонстрации физических опытов заимствуется из Internet.

Использование Internet делает процесс познания более интересным и творческим, обеспечивает развитие личности, ориентирующейся в информационном пространстве и обладающей информационной культурой.

Цель урока: ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии

движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

Задачи:

Образовательная: изучение темы “Внутренняя энергия”; развитие умения работать на компьютере, воспринимать информацию Internet

Воспитательная: развитие коммуникативной компетенции.

Развивающая: развитие умений анализа и самоанализа; развитие умений анализа и синтеза информации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Техническое обеспечение урока: интерактивное оборудование кабинета физики.

Адрес сайта: http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm,

тема «Внутренняя энергия» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf

Ожидаемый результат: в результате изучения темы «Внутренняя энергия» ученики:

- понимают, что внутренняя энергия – энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело;

- знают обозначение этой величины и единицу измерения в Си;

- знают, от чего зависит и не зависит внутренняя энергия тела;

- умеют формулировать закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание

4. Изложение нового материала.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление.

7. Задание на дом.

Конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов

Концентрация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Актуализация знаний

Первичная диагностика, руководство фронтальной работой, контроль уровня имеющихся знаний.

Слайд 1, модель 1.

Отвечают на вопросы, систематизируют знания о кинетической и потенциальной энергии тела

Целеполагание

Демонстрирует опыт по превращению одного вида механической энергии в другой.

Ставит проблему: можно ли утверждать, что когда мячик остановится, его энергия исчезнет и нарушится фундаментальный закон природы – закон сохранения энергии?

Модели 1.7, 1.8

Мотивирует деятельность учащихся для решения поставленной цели.

Понимают проблему и проникаются необходимостью решить её на уроке

Изложение нового материала

Организует работу класса при изучении материала в режиме on-lain:

1) Демонстрирует опыт по превращению механической энергии свинцового шара в кинетическую и потенциальную энергии его молекул при ударе о свинцовую плиту

Модели 1.9 и 1.10

2)Вводит понятие внутренняя энергия, ее обозначение, единица измерения в Си

Схема 1.1

Управляет работой учащихся при выполнении записей в тетради. Использует наглядность. Ставит вопросы.

Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, осуществляют записи в тетради

Первичная проверка понимания

Организует диагностику знаний: формулирует два вопроса качественного характера.

Объясните опыты:

1) почему при периодическом изгибании железной проволоки она нагревается?

2) почему два бруска при трении нагреваются?

Определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.

Систематизируют материал и углубляют знания при решении качественных задач, требующих мыслительной активности.

Изложение нового материала

4) Направляет деятельность обучающихся на выявление зависимости внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и массы и независимости от механического движения тела и его положения относительно других тел.

Модель 1.11

Рисунок 1.6

Осознают, от чего зависит и не зависит внутренняя энергия тела

Закрепление

Выявляет возможности класса или отдельных ребят применять знания в новой ситуации, проводит фронтальный опрос по изученному материалу:

1) в чем различие между механической и внутренней энергией тела?

2) вопросы 6,7 к параграфу.

3) по озеру на большой скорости плывет катер. Изменяется ли внутренняя энергия катера, воды в озере? Как? Почему?

Предлагает осуществить самоконтроль

(индивидуально) Слайд В

Устно отвечают на вопросы учителя, на компьютерах письменно отвечают на вопросы для самоконтроля

Задание на дом

Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с физической величиной – внутренней энергией, ее обозначением, единицей измерения в Си. Выявили факторы от которых зависит и не зависит внутренняя энергия любого тела, сформулировали закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления. Согласно этому закону никакой вид энергии сам по себе не появляется и не исчезает бесследно, всегда один вид энергии превращается в другой в равных количествах.

Комментирует особенности выполнения домашнего задания.

§ 29 подготовить рассказ о законе сохранения импульса по обобщенному плану изучения физического закона.

На сайте: http://www.class-fizika.ru/8_2.htm найти задание «Задачи для любителей подумать» выполнить № 1, 3.

Понимают домашнее задание и методику его выполнения

Литература.

  1. С.В. Громов, Н.А. Родина «Физика 8» - М.: «Просвещение», 2005 г.
  2. Материалы Internet http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, тема «Внутренняя энергия»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf

Организация метапредметной деятельности на уроках физики: формирование понятий о физических законах, явлениях и величинах на основе эксперимента В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего и среднего (общего) образования физика названа основой формирования метапредметных результатов. Экспериментальный метод решения познавательных задач при обучении физике встречается в большинстве видов деятельности: при формировании понятий о физических законах, явлениях и величинах. Цель деятельности по созданию нового знания формулируется виде познавательной задачи (ПЗ), решение которой зависит от исходной ситуации. В ответ на ПЗ выдвигаются гипотезы, затем в ходе эксперимента решается ПЗ, формулируются выводы – частные и общие, которые приводят к созданию нового знания. Последовательность организации деятельности учащихся по «открытию» закона. Пример 1. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити, 9 класс. Исходная ситуация. Обнаружено, что различные нитяные маятники имеют разные значения периода колебаний Формулирование ПЗ-1. От каких физических величин, характеризующих маятник и условия возбуждения колебаний, зависит период колебаний? Выдвижение гипотез: от массы груза, от длины нити, от амплитуды колебаний. Идея эксперимента. Серия №1. На одной и той же нити подвешиваем грузы различной массы, измеряем массу каждого груза и период колебаний. Серия №2. Подвешиваем один и тот же груз к нитям разной длины, измеряем длину каждой нити и период колебаний. Серия №3. Запускаем один и тот же маятник с различной амплитудой, измеряем амплитуду и период колебаний. Решение ПЗ экспериментальным методом. Эксперимент серии №3 выполняется демонстрационно, серии №1, 2 – фронтально у разных групп учащихся маятники с грузами разной массы или на нити разной длины Формулирование частных выводов: при длине нити… период колебаний не зависит от массы груза, при массе груза… период колебаний зависит от длины нити, период колебаний не зависит от амплитуды при ее малых значениях (менее 100). Формулирование закона на качественном уровне. Период колебаний нитяного маятника зависит от длины нити. Период колебаний нитяного маятника не зависит от массы груза (научный факт). Период колебаний нитяного маятника при малых колебаниях не зависит от амплитуды колебаний (научный факт) Формулирование ПЗ-2. Каков вид зависимости периода колебаний от длины нити? Обработка результатов каждой серии. Построение графика зависимости Т(ℓ). Можно дополнительно построить еще один график в координатах Т от √ℓ Формулирование частных выводов. Для данного маятника период колебаний прямо пропорционален корню квадратному из длины нити. Формулирование общего вывода (закона) (после рассказа учителя о повторяемости результатов). Период колебаний нитяного маятника прямо пропорционален корню квадратному из длины нити. Математическая запись закона. Т∽ √ℓ Обучение деятельности по созданию понятия о физическом явлении на основе эксперимента. Пример 2. Изучение расширения тел при нагревании, 7 класс. Из наблюдения расширение столбика ртути спирта в термометре при помещении в горячую воду решили, что это явление надо исследовать подробнее. Надо выяснить: ПЗ -1. Только ли спирт расширяется при помещении в горячую воду? Решили спроектировать установку для ответа на вопросы: - Какое газообразное тело можно выбрать для эксперимента? (Воздух) -Как фиксировать изменение состояния? (В трубке) -Как привести в контакт с водой? - Какое твердое тело выбрать? - Как фиксировать изменение объема? ПЗ-2. Только ли при воздействии горячей воды спирт и другие тела могут расширяться? -Каким еще телом можно воздействовать на воду, воздух, монету? Гипотеза: более горячим, огнем. -Как привести в контакт? Формирование понятий о физических величинах на основе эксперимента. Пример 3. Метод измерения «выталкивающей (архимедовой) силы», 7 класс. Учитель формулирует ПЗ: Используя оборудование: сосуд с водой, динамометр и металлический цилиндр, предложите способ измерения выталкивающей силы, действующей на погруженный в воду цилиндр. Обсуждают. Предлагают измерить вес цилиндра в воздухе и в жидкости, определить выталкивающую силу как разность между измеренными величинами. С помощью учителя или самостоятельно записывают формулу для расчета архимедовой силы как разности веса тела в воздухе и в жидкости. -Измерьте выталкивающую (архимедову) силу предложенным вами способом, результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Приступают к выполнению эксперимента. Заполняют таблицу. Формулируют и записывают вывод, о том что величину выталкивающей (архимедовой) силы можно определить экспериментально, как разность между весом тела измеренным в воздухе и весом того же тела, измеренном в жидкости. Таким образом, можно организовать процесс обучения физике, направленный на достижение метапредметных результатов, через формирование регулятивных универсальных учебных действий на основе физического эксперимента. Список литературы 1.Ивашкина Д.А.. Материалы курса «Экксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики»: лекции 1-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. 2. Физика: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.В. Горомов, Н.А. Родина.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2012. 3. Физика: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.В. Горомов, Н.А. Родина.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2012.

© belyackovamarina

Сделать бесплатный сайт с uCoz