Урок по теме «Внутренняя энергия»

в режиме on-line

8 класс

Пояснительная записка.

Конспект урока показывает, как, используя современные информационные технологии, изучить понятие внутренняя энергия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку физики в 8-м классе. Урок проводится в режиме on-line, теоретическая информация о внутренней энергии и анимации для демонстрации физических опытов заимствуется из Internet.

Использование Internet делает процесс познания более интересным и творческим, обеспечивает развитие личности, ориентирующейся в информационном пространстве и обладающей информационной культурой.

Цель урока: ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии

движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

Задачи:

Образовательная: изучение темы “Внутренняя энергия”; развитие умения работать на компьютере, воспринимать информацию Internet

Воспитательная: развитие коммуникативной компетенции.

Развивающая: развитие умений анализа и самоанализа; развитие умений анализа и синтеза информации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Техническое обеспечение урока: интерактивное оборудование кабинета физики.

Адрес сайта: http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm,

тема «Внутренняя энергия» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf

Ожидаемый результат: в результате изучения темы «Внутренняя энергия» ученики:

- понимают, что внутренняя энергия – энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело;

- знают обозначение этой величины и единицу измерения в Си;

- знают, от чего зависит и не зависит внутренняя энергия тела;

- умеют формулировать закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание

4. Изложение нового материала.

5. Первичная проверка понимания.

6. Закрепление.

7. Задание на дом.

Конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов

Концентрация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Актуализация знаний

Первичная диагностика, руководство фронтальной работой, контроль уровня имеющихся знаний.

Слайд 1, модель 1.

Отвечают на вопросы, систематизируют знания о кинетической и потенциальной энергии тела

Целеполагание

Демонстрирует опыт по превращению одного вида механической энергии в другой.

Ставит проблему: можно ли утверждать, что когда мячик остановится, его энергия исчезнет и нарушится фундаментальный закон природы – закон сохранения энергии?

Модели 1.7, 1.8

Мотивирует деятельность учащихся для решения поставленной цели.

Понимают проблему и проникаются необходимостью решить её на уроке

Изложение нового материала

Организует работу класса при изучении материала в режиме on-line:

1) Демонстрирует опыт по превращению механической энергии свинцового шара в кинетическую и потенциальную энергии его молекул при ударе о свинцовую плиту

Модели 1.9 и 1.10

2)Вводит понятие внутренняя энергия, ее обозначение, единица измерения в Си

Схема 1.1

Управляет работой учащихся при выполнении записей в тетради. Использует наглядность. Ставит вопросы.

Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, осуществляют записи в тетради

Первичная проверка понимания

Организует диагностику знаний: формулирует два вопроса качественного характера.

Объясните опыты:

1) почему при периодическом изгибании железной проволоки она нагревается?

2) почему два бруска при трении нагреваются?

Определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.

Систематизируют материал и углубляют знания при решении качественных задач, требующих мыслительной активности.

Изложение нового материала

4) Направляет деятельность обучающихся на выявление зависимости внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния вещества и массы и независимости от механического движения тела и его положения относительно других тел.

Модель 1.11

Рисунок 1.6

Осознают, от чего зависит и не зависит внутренняя энергия тела

Закрепление

Выявляет возможности класса или отдельных ребят применять знания в новой ситуации, проводит фронтальный опрос по изученному материалу:

1) в чем различие между механической и внутренней энергией тела?

2) вопросы 6,7 к параграфу.

3) по озеру на большой скорости плывет катер. Изменяется ли внутренняя энергия катера, воды в озере? Как? Почему?

Предлагает осуществить самоконтроль

(индивидуально) Слайд В

Устно отвечают на вопросы учителя, на компьютерах письменно отвечают на вопросы для самоконтроля

Задание на дом

Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с физической величиной – внутренней энергией, ее обозначением, единицей измерения в Си. Выявили факторы от которых зависит и не зависит внутренняя энергия любого тела, сформулировали закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления. Согласно этому закону никакой вид энергии сам по себе не появляется и не исчезает бесследно, всегда один вид энергии превращается в другой в равных количествах.

Комментирует особенности выполнения домашнего задания.

§ 29 подготовить рассказ о законе сохранения импульса по обобщенному плану изучения физического закона.

На сайте: http://www.class-fizika.ru/8_2.htm найти задание «Задачи для любителей подумать» выполнить № 1, 3.

Понимают домашнее задание и методику его выполнения

Литература.

  1. С.В. Громов, Н.А. Родина «Физика 8» - М.: «Просвещение», 2005 г.
  2. Материалы Internet http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, тема «Внутренняя энергия»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf

«Адаптация учебного материала посредством использования современных интерактивных средств обучения на уроках физики для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Введение

 

  • современного образования является его гуманизация. Любые формы, методы и технологии обучения, воспитания и развития учащихся должны обеспечивать максимально благоприятные условия для их саморазвития и самореализации. При таком подходе все школьники должны быть включены в общую систему образования независимо от состояния их здоровья и уровня умственной активности и иметь возможность получить его качественно.

В Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья описаны требования к структуре содержания образования и его результатам. Применительно для уроков физики – это овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире, физических величинах, явлениях и законах для осмысленного объяснения происходящих в жизни физических процессов.

Под специальными условиями получения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в РФ» понимаются такие условия обучения, воспитания и развития как:

- использование адаптированных образовательных программ и учебного материала, специальных приемов и методов обучения и воспитания;

- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и др.

В МОУ СОШ №40 в 7-х классах обучаются трое учеников с ОВЗ: двоим рекомендовано обучение по программам ЗПР, одна ученица – инвалид по основному заболеванию со стороны эндокринной системы. У данных учеников в основном сохранен интеллект и нет явных физических патологий. Однако, они отличаются от остальных в классе инертностью мышления, пониженной работоспособностью, неустойчивостью внимания, импульсивностью и слабостью речевой регуляции, неспособностью длительное время удерживать и концентрировать внимание на том материале, который необходимо качественно усвоить, воспроизвести или систематизировать. Сложна для их восприятия не только физическая теория, но и практика решения задач, ведь для этого необходимы навыки математических вычислений и общая эрудиция. Если не принять меры к решению данной проблемы, то постепенно у учеников с ОВЗ сформируется отрицательное отношение к познавательной деятельности и уменьшится минимум предметных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для обучения в основной школе.

Решение обозначенной проблемы диктует необходимость адаптировать учебный материал по физике для детей с ОВЗ, в том числе путем активного применения интерактивных средств обучения, что позволяет глубже осветить теоретические аспекты урока, более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

Актуальность адаптации учебного материала и применение интерактивных средств обучения для учащихся с разным уровнем физического и психического здоровья определяется требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и планируемыми образовательными результатами обучения физике.

 

Особенности адаптации рабочих программ и учебного материала по физике

в общеобразовательных классах, где обучаются учащиеся с ОВЗ

 

1. Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Содержание предметных областей не изменено.

2. В требованиях к уровню освоения учебного материала для детей с ОВЗ учитывается только базовый.

3. Предусматривается уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного или ознакомительного изучения, более упрощенно формулируются планируемые результаты обучения.

 

Фрагмент календарно-тематического планирования по УМК Генденштейна Л.Э. (на примере раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов»), 7 класс

 

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты (предметные)

Для общеобразовательного класса

Для детей с ОВЗ в этом классе

33

Давление твердых тел

Понимать и объяснять давление твердых тел. Приводить при­меры необходи­мости уменьше­ния или увели­чения давления, предлагать спо­собы изменения давления

Распознавать давление, описывать давление твердого тела как физическую величину

 

 

4. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения объемных математических вычислений, в особенности при изучении таких тем, как «Механическое движение», «Архимедова сила» и «Механическая энергия», решаются учащимися с ОВЗ с помощью учителя.

5. Изучение нового материала требует объяснения с организацией эксперимента, беглого повторения с выделением главных определений и понятий, многократного повторения.

6. При проектировании уроков планируется время на рассмотрение вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью. Максимальное использование межпредметных связей с географией, химией, биологией и другими науками позволяет ученикам с ОВЗ лучше осмыслить и более прочно закрепить полученные знания и практические умения.

7. В структуру урока включается этап коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется в индивидуальной форме и направлена на устранение пробелов в знаниях учеников при изучении, повторении или систематизации учебного материала. Планируется обязательное включение упражнений для развития памяти, мышления и внимания.

8. Критерии оценивания образовательных результатов основаны на уровневом подходе. Оценивание осуществляется регулярно (словесно или в виде отметки). К контрольно-оценочной деятельности приобщаются ученики с ОВЗ с целью формирования у них навыков самооценки.

 

Использование современных интерактивных средств обучения на уроках физики для детей с ОВЗ

 

Адаптация учебного материала на уроках физики для детей с ОВЗ предполагает распознаваемость зрительных образов, эмоциональность иллюстраций и экспериментов и интерактивность наилучшим образом обеспечивающих восприятие и детальное рассмотрение предлагаемого физического процесса, его динамики, параметров начального и конечного состояния.

Основными интерактивными средствами обучения физике, в том числе учащихся с ОВЗ выступают:

1) интерактивная доска (усиливает подачу материала, делает уроки интересными, способствует развитию мотивации, практических и личных навыков, предоставляет больше возможностей для коллективной работы, в которую включаются и ученики с ОВЗ),

2) мультимедиа в виде презентаций к урокам, электронные учебники, виртуальные лаборатории и активные мультимедийные среды, ресурсы Internet (обеспечивают реализацию индивидуального подхода к учащимся с особыми образовательными потребностями, позволяют осуществить дистанционное обучение учащихся с ОВЗ).

 

Фрагмент урока «Давление жидкости и газа. Закон Паскаля», 7 класс

Тема предыдущего урока «Давление твердых тел».

 

 

Учащиеся данного класса

Учащиеся с ОВЗ в этом же классе

Этап проверки домашнего задания

Готовы рассказывать о давлении по обобщенному плану изучения физической величины (5 пунктов).

Отвечают на дополнительные вопросы (каждому отвечающему один вопрос):

1. Гусеничный трактор и человек оказывают на землю одинаковое давление. Почему если трактор наедет на кирпич, то раздавит его, а если наступит человек – нет?

2. Объясните, почему в кресле сидеть мягко, а на стуле жестко?

3. На столе стоит медный цилиндр. Как изменится давление, оказываемое цилиндром на стол, если: 1) высоту цилиндра увеличить в 2 раза; 2) диаметр цилиндра увеличить в 2 раза; 3) все размеры цилиндра увеличить в 2 раза?

Повторяют определение давления и формулу для его расчета.

Формулируют определение, записывают формулу для расчета давления, расшифровывают величины, входящие в нее. Отвечают на вопрос учителя, дополненный анимацией, отражающий применение знаний о давлении твердых тел в жизни: почему человек на лыжах не проваливается в снег, а без лыж – проваливается? Во сколько раз давления человека без лыж больше, чем человека на лыжах? Формулируют ответы.

 

 

 

Образовательные результаты: учащиеся с ОВЗ овладели основными знаниями по теме и могут применять их при решении простых качественных и расчетных задач.

Этап изучения нового материала

Работают самостоятельно с текстом параграфа и описывают давление жидкости и газа по предложенному учителем плану:

1. Чем создается давление жидкостей? Газов?

2. Чем обусловлено давление жидкостей?

3. Как направлена сила давления жидкости? Молекул газа?

4. Как изменяется давление жидкости с увеличением глубины? Газа при сжатии или повышении температуры? Учитель проверяет выполненное задание (фронтально), корректирует при необходимости неточности формулировок.

Выполняют вместе с учителем опыт, доказывающий существование давления в жидкости (пленка, которой затянут конец трубки с водой, растягивается; чем больше вес воды, тем сильнее растягивается пленка). Записывают утверждение: давление жидкостей на дно сосуда создается весом жидкости.

Выполняют вместе с учителем опыт, доказывающий, что давление жидкости увеличивается с глубиной. Записывают это утверждение.

Рассматривают рис.19.2 в параграфе. Записывают утверждение: давление в газах создается ударами его молекул о стенки и дно сосуда

Учитель демонстрирует для всех учащихся слайды 3 (анимационный опыт, подтверждающий существование давления жидкости),4 (анимационный опыт, показывающий изменение давления жидкости с глубиной), 6 (анимационный опыт, показывающий, что давление жидкости на одном и том же уровне одинаковое) урока 4.5 Давление в жидкости и газе (сайт Классная физика) и переходит к формулировке закона Паскаля, подтверждает справедливость закона опытным путем, используя трубку Паскаля.

Этап первичной проверки понимания

Получают задания: 1) сравнить давление жидкостей с давлением, оказываемым твердыми телами, выявить черты сходства и различия,

2) сравнить давление жидкостей с давлением газов, выявить черты сходства и различия.

Читают два раза закон Паскаля в учебнике, рассматривают анимационную модель, записывают вывод, вставляя пропущенные слова.

 

 

 

 

 

 

Образовательные результаты: у учащихся с ОВЗ развиваются основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), нормализируется взаимосвязь деятельности с письменной речью. Учащиеся распознают давление жидкости и газа, объясняют на основе имеющихся знаний передачу давления жидкостями и газами.

Этап закрепления изученного материала

Обобщают изученный материал, отвечая устно на вопросы №2,3,5 к параграфу, решают задачу (воп.8 к параграфу) письменно.

Решают задачи №21.2, 21.5 устно

(сборник задач Л.Э. Генденштейна, 7 класс)

 

Читают записи в тетради два раза вслух. Работают с интерактивной моделью изменения давления в жидкости за компьютером учителя. Изменяют положение шарика в жидкости, следят за изменением давления на разных глубинах, заполняют пропуски в тексте предложенными словами

 

 

 

Образовательные результаты: учащиеся воспринимают и распознают зрительные образы, связанные изучаемой темой, детально рассматривают предлагаемый физический процесс, изменяют параметры его начального состояния, проверяют ответы, пока не получат правильный, осуществляя таким образом поэтапный самоконтроль.

Этап коррекционно-развивающей работы

Выполняются развивающие упражнения: №21.1, 21.4. под контролем учителя.

Образовательные результаты: развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, осуществление ликвидации пробелов в знаниях, закрепление и повторение изученного материала.

     

 

Физика – наука экспериментальная. Особое место на уроке занимают демонстрационные опыты и лабораторные работы. У учащихся с ОВЗ демонстрация опытов вызывает большой интерес, привлекая внимание новизной и эффектностью. К выполнению лабораторных работ и экспериментальных заданий наравне с другими учениками класса приобщаются учащиеся с ОВЗ, но подход к ним и в этом случает должен быть обязательно индивидуальным.

 

 

В заключение необходимо отметить, что любые виды деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие, представляют для учащихся с ОВЗ большие трудности. Задача учителя – помочь ученику с ОВЗ их преодолеть. Для этого учитель должен, проводя большую предварительную работу, применять на уроках индивидуальные формы обучения, используя творческий подход и новейшие информационные технологии, уделять данной категории учащихся особое внимание, давать посильные задания и использовать отличные от традиционных критерии оценивания достигнутых результатов. Адаптация учебного материала по физике посредством применения интерактивных средств обучения способствует успешности детей с ОВЗ и позволяет получить конкретные положительные образовательные результаты: повышение мотивации при изучении предмета, духовно-личностный рост учащихся, усвоение программного материала и формирование информационных компетентностей на базовом уровне.

 

 

© belyackovamarina

Сделать бесплатный сайт с uCoz