Урок по теме «Внутренняя энергия» в режиме on-line 8 класс
Пояснительная записка.
Конспект урока показывает, как, используя современные информационные технологии, изучить понятие внутренняя энергия в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку физики в 8-м классе. Урок проводится в режиме on-line, теоретическая информация о внутренней энергии и анимации для демонстрации физических опытов заимствуется из Internet. Использование Internet делает процесс познания более интересным и творческим, обеспечивает развитие личности, ориентирующейся в информационном пространстве и обладающей информационной культурой.
Цель урока: ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.
Задачи:
Образовательная: изучение темы “Внутренняя энергия”; развитие умения работать на компьютере, воспринимать информацию Internet Воспитательная: развитие коммуникативной компетенции. Развивающая: развитие умений анализа и самоанализа; развитие умений анализа и синтеза информации.
Тип урока: объяснение нового материала.
Техническое обеспечение урока: интерактивное оборудование кабинета физики. Адрес сайта: http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, тема «Внутренняя энергия» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf
Ожидаемый результат: в результате изучения темы «Внутренняя энергия» ученики: - понимают, что внутренняя энергия – энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело; - знают обозначение этой величины и единицу измерения в Си; - знают, от чего зависит и не зависит внутренняя энергия тела; - умеют формулировать закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления.
План урока.
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Целеполагание 4. Изложение нового материала. 5. Первичная проверка понимания. 6. Закрепление. 7. Задание на дом.
Конспект урока.
Литература.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7971-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf
|
«Адаптация учебного материала посредством использования современных интерактивных средств обучения на уроках физики для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Введение
В Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья описаны требования к структуре содержания образования и его результатам. Применительно для уроков физики – это овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире, физических величинах, явлениях и законах для осмысленного объяснения происходящих в жизни физических процессов. Под специальными условиями получения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в РФ» понимаются такие условия обучения, воспитания и развития как: - использование адаптированных образовательных программ и учебного материала, специальных приемов и методов обучения и воспитания; - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; - использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и др. В МОУ СОШ №40 в 7-х классах обучаются трое учеников с ОВЗ: двоим рекомендовано обучение по программам ЗПР, одна ученица – инвалид по основному заболеванию со стороны эндокринной системы. У данных учеников в основном сохранен интеллект и нет явных физических патологий. Однако, они отличаются от остальных в классе инертностью мышления, пониженной работоспособностью, неустойчивостью внимания, импульсивностью и слабостью речевой регуляции, неспособностью длительное время удерживать и концентрировать внимание на том материале, который необходимо качественно усвоить, воспроизвести или систематизировать. Сложна для их восприятия не только физическая теория, но и практика решения задач, ведь для этого необходимы навыки математических вычислений и общая эрудиция. Если не принять меры к решению данной проблемы, то постепенно у учеников с ОВЗ сформируется отрицательное отношение к познавательной деятельности и уменьшится минимум предметных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для обучения в основной школе. Решение обозначенной проблемы диктует необходимость адаптировать учебный материал по физике для детей с ОВЗ, в том числе путем активного применения интерактивных средств обучения, что позволяет глубже осветить теоретические аспекты урока, более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. Актуальность адаптации учебного материала и применение интерактивных средств обучения для учащихся с разным уровнем физического и психического здоровья определяется требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и планируемыми образовательными результатами обучения физике.
Особенности адаптации рабочих программ и учебного материала по физике в общеобразовательных классах, где обучаются учащиеся с ОВЗ
1. Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Содержание предметных областей не изменено. 2. В требованиях к уровню освоения учебного материала для детей с ОВЗ учитывается только базовый. 3. Предусматривается уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного или ознакомительного изучения, более упрощенно формулируются планируемые результаты обучения.
Фрагмент календарно-тематического планирования по УМК Генденштейна Л.Э. (на примере раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов»), 7 класс
4. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения объемных математических вычислений, в особенности при изучении таких тем, как «Механическое движение», «Архимедова сила» и «Механическая энергия», решаются учащимися с ОВЗ с помощью учителя. 5. Изучение нового материала требует объяснения с организацией эксперимента, беглого повторения с выделением главных определений и понятий, многократного повторения. 6. При проектировании уроков планируется время на рассмотрение вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью. Максимальное использование межпредметных связей с географией, химией, биологией и другими науками позволяет ученикам с ОВЗ лучше осмыслить и более прочно закрепить полученные знания и практические умения. 7. В структуру урока включается этап коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется в индивидуальной форме и направлена на устранение пробелов в знаниях учеников при изучении, повторении или систематизации учебного материала. Планируется обязательное включение упражнений для развития памяти, мышления и внимания. 8. Критерии оценивания образовательных результатов основаны на уровневом подходе. Оценивание осуществляется регулярно (словесно или в виде отметки). К контрольно-оценочной деятельности приобщаются ученики с ОВЗ с целью формирования у них навыков самооценки.
Использование современных интерактивных средств обучения на уроках физики для детей с ОВЗ
Адаптация учебного материала на уроках физики для детей с ОВЗ предполагает распознаваемость зрительных образов, эмоциональность иллюстраций и экспериментов и интерактивность наилучшим образом обеспечивающих восприятие и детальное рассмотрение предлагаемого физического процесса, его динамики, параметров начального и конечного состояния. Основными интерактивными средствами обучения физике, в том числе учащихся с ОВЗ выступают: 1) интерактивная доска (усиливает подачу материала, делает уроки интересными, способствует развитию мотивации, практических и личных навыков, предоставляет больше возможностей для коллективной работы, в которую включаются и ученики с ОВЗ), 2) мультимедиа в виде презентаций к урокам, электронные учебники, виртуальные лаборатории и активные мультимедийные среды, ресурсы Internet (обеспечивают реализацию индивидуального подхода к учащимся с особыми образовательными потребностями, позволяют осуществить дистанционное обучение учащихся с ОВЗ).
Фрагмент урока «Давление жидкости и газа. Закон Паскаля», 7 класс Тема предыдущего урока «Давление твердых тел».
Физика – наука экспериментальная. Особое место на уроке занимают демонстрационные опыты и лабораторные работы. У учащихся с ОВЗ демонстрация опытов вызывает большой интерес, привлекая внимание новизной и эффектностью. К выполнению лабораторных работ и экспериментальных заданий наравне с другими учениками класса приобщаются учащиеся с ОВЗ, но подход к ним и в этом случает должен быть обязательно индивидуальным.
В заключение необходимо отметить, что любые виды деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие, представляют для учащихся с ОВЗ большие трудности. Задача учителя – помочь ученику с ОВЗ их преодолеть. Для этого учитель должен, проводя большую предварительную работу, применять на уроках индивидуальные формы обучения, используя творческий подход и новейшие информационные технологии, уделять данной категории учащихся особое внимание, давать посильные задания и использовать отличные от традиционных критерии оценивания достигнутых результатов. Адаптация учебного материала по физике посредством применения интерактивных средств обучения способствует успешности детей с ОВЗ и позволяет получить конкретные положительные образовательные результаты: повышение мотивации при изучении предмета, духовно-личностный рост учащихся, усвоение программного материала и формирование информационных компетентностей на базовом уровне.
|
© belyackovamarina |