№ урока | Тема урока | Учебно-образовательные задачи | Метод обучения | Формы работы | Средства обучения | Требования к базовому уровню подготовки | Требования к повышенному уровню подготовки | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ГЛАВА 1 «КИНЕМАТИКА» (10 часов) | |
1. | Наука о движении тел. | Знакомство с одним из важнейших разделов физики – механикой. Определение структуры механики. Основные понятия. | Информационно-развивающий | Беседа, составление опорного конспекта | 1. Мультимедийное приложение к учебнику «Физика-7»: 09. Механическое движение и его виды. 10. Относительность механического движения. 2. Демонстрации различных видов механического движения с использованием лабораторного оборудования | Знать/понимать смысл понятий: механика, механическое движение, его относительность, система отсчета | Знать /понимать смысл понятия абсолютность механического движения; уметь определять вид траектории и пройденный телом путь в разных системах отсчета. | |
Виды учебной деятельности. 1. Восприятие новых знаний на основе просмотра анимаций на интерактивной доске (прямолинейное равномерное движение, свободное падение, движение по окружности, колебательное движение; движение лодки, относительно берегов, поездов – относительно друг друга; примеры выбора различных тел отсчета при описании механического движения). 2. Анализ увиденного и сопоставление фактов. 3. Приобретение умений и навыков суждения о движении тела, только указав тело отсчета. 4.Осуществление самоконтроля, при сравнении своих ответов на вопросы при закреплении, с услышанным текстом при просмотре видеофрагмента. | |
2. | Ускорение. | Знакомство с понятием ускорение – важнейшей характеристикой равноускоренного движения | Частично-поисковый | Эвристическая беседа, составление таблицы «Разгон-торможение» | Мультимедийное приложение к учебнику «Физика-7»: 14. Равноускоренное движение. Ускорение (слайды 1-6) | Знать/понимать смысл физической величины – ускорения, формулы для ее расчета. Уметь определять направление ускорения при разгоне и торможении тела и применять формулы для решения задач | Усвоение общей формулы определения ускорения, умение применять ее для решения задач | |
Виды учебной деятельности. 1. Восприятие новых знаний на основе просмотра анимации на интерактивной доске (свободное падение камня, спуск лыжника с горы, торможение автомобиля). 2. Приобретение знаний о направлении ускорения тел при разгоне и торможении. 3. Осуществление самоконтроля уровня полученных знаний (сравнение с образцом: слайды «Определение ускорения», «Формула для вычисления ускорения», «Единица ускорения»). | |
3. | Скорость при равноускоренном движении. | Нахождение скорости тела по известным ускорению и времени движения; определение ускорения тела графикам по зависимости υ (t) и а (t). Понятие мгновенной и средней скорости | Частично-поисковый | Беседа, продолжения заполнения таблицы «Разгон-торможение» | Мультимедийное приложение к учебнику «Физика-7): 13. Неравномерное движение. Средняя скорость (слайды 1-3) 14. Равноускоренное движение. Ускорение (слайды 7, 9, 10) | Знать формулы для нахождения скорости тела при равноускоренном движении и средней скорости, использовать графический способ определения ускорения, определять по графику вид движения. | Уметь строить график скорости по заданному ускорению, график скорости при движении с переменным ускорением и график ускорения. | |
Виды учебной деятельности. 1. Восприятие новых знаний на основе просмотра анимации на интерактивной доске (опыт с движущейся машинкой, на которой установлена капельница). 2. Анализ увиденного, выявление закономерности – увеличение пути за единицу времени. 3. Приобретение умений строить графики скорости, определять вид движения по графику; навыка сравнивать ускорения тел по виду графиков. 4. Практическая деятельность по определению средней скорости тела (13,слайд 3). | |
4. | Путь при равноускоренном движении. | Определить условия, позволяющие находить пройденный путь при равноускоренном движении | Частично-поисковый | Самостоятельное изучение маериала, продолжения заполнения таблицы «Разгон-торможение» | 1. Демонстрация движения различных тел по наклонному желобу 2. Мультимедийное приложение к учебнику «Физика-7»: 15. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении (слайд 1) | Знать формулы для нахождения пути в задачах, использовать графический способ определения пути, пройденного телом при равноускоренном движении. | Уметь строить график пути в том числе при движении с переменным ускорением | |
Виды учебной деятельности. 1. Самостоятельное приобретение знаний, используя материал параграфа и мультимедийное приложение. | |
5. | Решение задач. | Развитие навыков применения формул для расчета ускорения, скорости тела и пути; графического описания равноускоренного движения тел | Творчески-репродуктивный | Решение задач, вариативные упражнения | Материал учебника, раздаточный дидактический материал (сопровождение к учебнику) | Уметь решать задачи на определение кинематических величин обязательного уровня | Уметь решать задачи на определение кинематических величин продвинутых уровней (2и 3-го). Подготовить презентацию по теме «Графическое представление равномерного и равноускоренного прямолинейного движения» | |
6. | Л/р № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении» | Развитие навыков работы с физическим оборудованием | Репродуктивный, исследовательский | Л/р по инструкции, исследовательская работа | 1. Лабораторное оборудование: желоб, шарик, штатив, металлический цилиндр, секундомер, измерительная лента 2. Открытая физика. Механика (движение с постоянным ускорением) | Определить ускорения шарика при неизменном угле наклона желоба; сравнивая полученные результаты, придти к заключению, что ускорения примерно одинаковы | Выявить зависимость ускорения от угла наклона желоба и независимость от пройденного пути | |
Виды учебной деятельности. 1. Просмотр презентации, выполненной группой обучающихся; приобретение новых знаний; обобщение и систематизация знаний по изученному материалу. 2. Практическая деятельность: выполнение в компьютерном классе исследовательской работы по выявлению закономерностей равноускоренного движения, разработанной на основе модели. | |
7. | Равномерное движение по окружности. | Изучить один из видов криволинейного движения – движение по окружности | Частично-поисковый | Эвристическая беседа, КМД | 1. 1С: Репетитор. Физика: версия 1,5 1) анимация «Движение по окружности» (направление ускорения и скорости), 2) видеофрагмент «Шарик, скатывающийся по желобу совершает «мертвую» петлю». 2. Открытая физика. Ч.1. Механика (движение по окружности) | Уметь определять направление скорости и ускорения точки при движении по окружности; рассчитывать центростремительное ускорение по формуле | Умение исследовать графики координат и скорости тела, движущегося по окружности по часовой стрелке и против часовой стрелки | |
Виды учебной деятельности. 1. Восприятие новых знаний на основе просмотра анимации на интерактивной доске (движение по окружности, направление скорости и ускорения тела, движущегося по окружности). 2. Практическая деятельность по выполнению виртуальной л/р, разработанной на основе модели, как индивидуального задания. | |
8. | Период и частота обращения. | Познакомить с характеристиками движения по окружности – периодом и частотой обращения | Частично-поисковый | Эвристическая беседа, КМД | Учебная литература | Уметь рассчитывать по формулам период, частоту обращения и скорость движения тела | Умение решать комбинированные задачи с применение формулы для расчета центростремительного ускорения | |
9. | Л/р № 2 «Изучение движения конического маятника» | Практическое изучение равномерного движения по окружности | Репродуктивный | Л/р по инструкции | 1. Демонстрация порядка выполнения работы (виртуальная физическая лаборатория, 10 класс ) 2. Лабораторное оборудование: шарик на нити, штатив, секундомер, лист бумаги с начерченной окружностью радиусом 8 см | По измеренному времени движения маятника и заданному количеству оборотов и радиусу окружности рассчитать период и частоту обращения маятника, а также его скорость и центростремительное ускорение | Ответить на вопросы: 1) как изменятся: частота обращения, скорость маятника и центростремительное ускорение, если период обращения увеличится в 3 раза? 2) почему все рассчитанные в работе величине в опытах с разным заданным числом оборотов будут неодинаковыми, ведь длина нити и радиус, остаются неизменными? | |
Виды учебной деятельности. 1. Приобретение знаний о работе с оборудованием в л/р №2 и порядком выполнения работы. | |
10 | Повторение главы «Кинематика» | Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной главы | Творчески-репродуктивный | Организационно-деловая игра | 1. Презентация, разработанная учителем по теме «Кинематика». 2. Сборники познавательных и развивающих задач (тема «Кинематика») 3. Тест, разработанный учителем. Итоговый контроль знаний с фиксацией результатов | Уметь решать задачи обязательного уровня по теме «Кинематика» | Уметь решать задачи на определение кинематических величин продвинутых уровней (2и 3-го) | |
Виды учебной деятельности. 1. Систематизация знаний и умений по теме «Кинематика». 2. Самоконтроль и самодиагностика знаний при выполнении теста с фиксацией результатов. | |