КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: КОМПЬЮТЕРНЫЙ УРОК И КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА

М.В. Белякова, заместитель директора по УВР

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34 г. Твери

Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руководителей. Вместе с этим эта система должна соответствовать перспективным тенденциям социального и интеллектуального развития общества, на данном этапе – должна способствовать переходу к информационному обществу.

Компьютеризация системы образования – это не просто «введение» компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка всей системы обучения. Меняется содержание деятельности учителя и обучающихся, структура и организация учебного процесса, формируются другие методологические, психологические, дидактические основы преподавания и обучения. Пока российская школа находится на начальном этапе внедрения информационных технологий в обучение, компьютеризация носит скорее количественный характер, системный подход только декларируется. И эта ситуация тем скорее разрешится, чем быстрее сформируется ИКТ-компетентность школьного учителя, принимаемая как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных компьютерных технологий.

Компонентами ИКТ-компетентности можно считать готовность:

- к поиску и отбору дополнительной информации для обучения с учетом возможностей сети интернет, размножения учебных материалов, сканирования, цифрового фотографирования и видеозаписи;

- к применению готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях;

- к представлению образовательной информации с использованием различных прикладных компьютерных программ (Word, Paint, PowerPoint, Publisher и др.);

- к разработке компьютерных тестов, систем рейтинговой оценки знаний обучающихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

- к управлению учебно-воспитательным процессом с использованием стандартных и специальных программ; к участию в работе сетевых объединений учителей, интернет-конференций с целью повышения своего профессионального уровня, обмена опытом;

- к изготовлению дидактического компьютерного материала.

Основными задачами компьютеризации среднего образования в настоящее время можно считать:

- разработку интерактивных развивающих сред управления познавательной деятельностью и развитием обучающихся;

- обеспечение доступа обучающихся к мировым образовательным ресурсам;

- воспитание информационной культуры школьника и устранение комплекса компьютерной тревожности, т.е. боязни дискомфорта в работе с компьютером.

Число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы чаще всего с игровыми компьютерными программами и используют компьютерную технику для развлечения и отдыха. Познавательные и образовательные мотивы работы с компьютером стоят на двадцатом месте. Зачастую учителя, владеющие компьютером и понимающие его технические возможности, игнорируют или не осознают принципиально новые педагогические возможности как средства обучения, используют его в русле традиционных репродуктивных обучающих технологий. А к новому средству обучения необходим и новый педагогический подход.

Компьютер для обучающихся – не только источник получения новой учебной информации, но и инструмент интеллектуальной деятельности. Работа на компьютере может развивать такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, толерантность и креативность, коммуникативные умения.

Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач организационных форм развивающего обучения. Условиями успешности такого обучения выступают специальная организация дидактической системы и целенаправленная подготовка обучающихся и учителя к новым видам деятельности в компьютеризированной учебной среде.

Компьютер - педагогический инструмент, а не его электронная замена.

Преимущества компьютера по сравнению с другими видами ТСО:

- мультимедийность (сочетание в одной учебной программе учебной информации звука, цвета, анимации, гиперссылок);

- интерактивность (внутренняя активность ученика запланирована самим содержанием учебных программ и не требует внешнего руководства со стороны учителя);

- дружественный интерфейс (обеспечение комфортности работы пользователя, немедленная реакция на его действия, система встроенных советов, справок, рекомендаций);

- адаптивность к обучаемому (возможность выбора в компьютерной программе индивидуальной траектории обучения);

- независимость содержания обучения (равные возможности всех пользователей независимо от социальных и других условий жизни);

- многотерминальность (одновременная работа нескольких групп, в том числе по разным программам, контролируемая и управляемая базовым компьютером);

- доступность (простота тиражирования обучающих программ на CD-, DVD-дисках, сайтах интернета и др).

Следует различать компьютерный урок и компьютерную поддержку урока. На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной урочной системы организации учебного процесса и постепенно приучает школьников к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала.

Возможные учебные задачи компьютерной поддержки урока:

- показ видео- и анимационных фрагментов для постановки учебных проблем, демонстрации явлений, объектов и т.п.;

- демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов;

- анализ на компьютерных моделях проведенных в классе «вживую» демонстрационных опытов с возможностью вариаций начальных условий и параметров;

- использование анимированных рисунков, моделей, схем, графиков как средств виртуальной наглядности;

- проведение компьютерных лабораторных работ;

- предоставление вариативных заданий различной сложности для самостоятельной работы с оценкой результатов и разъяснением ошибок через гиперссылки;

- проведение тестового контроля усвоения нового материала и итогового контроля знаний с фиксацией результатов;

- проведение многоуровневых самостоятельных и контрольных работ, предъявление нестандартных, творческих заданий обучающимся;

- предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов;

- построение графиков, диаграмм с использованием встроенных программ м микрокалькулятора;

- решение задач с последующей проверкой результатов;

- пользование предметным словарем (глоссарием);

- проведение тематических учебных компьютерных игр с использованием виртуальным конструктором;

- обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете;

- создание и демонстрация физических моделей процессов, технических устройств в специальных средах;

- создание ученических проектов.

Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и поэтому на уроке реально только фрагментарное включение компьютерного материала в сочетании с другими средствами обучения.

Основные методические правила компьютерной поддержки урока.

1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды.

2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности.

3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся.

4. компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять. модернизировать, варьировать способы применения.

5. Сочетание разных средств обучения в свете системного принципа их взаимодействия. Эпизодичность, разрозненность ТСО не концентрирует внимание на главном, утомляет школьников.

© belyackovamarina

Сделать бесплатный сайт с uCoz