КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: КОМПЬЮТЕРНЫЙ УРОК И КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА УРОКА М.В. Белякова, заместитель директора по УВР Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г. Твери
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Инертность системы образования – качество положительное, поскольку ставит заслон в сфере обучения быстро проходящей моде, конъюнктуре, личностным амбициям руководителей. Вместе с этим эта система должна соответствовать перспективным тенденциям социального и интеллектуального развития общества, на данном этапе – должна способствовать переходу к информационному обществу. Компьютеризация системы образования – это не просто «введение» компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка всей системы обучения. Меняется содержание деятельности учителя и обучающихся, структура и организация учебного процесса, формируются другие методологические, психологические, дидактические основы преподавания и обучения. Пока российская школа находится на начальном этапе внедрения информационных технологий в обучение, компьютеризация носит скорее количественный характер, системный подход только декларируется. И эта ситуация тем скорее разрешится, чем быстрее сформируется ИКТ-компетентность школьного учителя, принимаемая как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных компьютерных технологий. Компонентами ИКТ-компетентности можно считать готовность: - к поиску и отбору дополнительной информации для обучения с учетом возможностей сети интернет, размножения учебных материалов, сканирования, цифрового фотографирования и видеозаписи; - к применению готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях; - к представлению образовательной информации с использованием различных прикладных компьютерных программ (Word, Paint, PowerPoint, Publisher и др.); - к разработке компьютерных тестов, систем рейтинговой оценки знаний обучающихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек; - к управлению учебно-воспитательным процессом с использованием стандартных и специальных программ; к участию в работе сетевых объединений учителей, интернет-конференций с целью повышения своего профессионального уровня, обмена опытом; - к изготовлению дидактического компьютерного материала. Основными задачами компьютеризации среднего образования в настоящее время можно считать: - разработку интерактивных развивающих сред управления познавательной деятельностью и развитием обучающихся; - обеспечение доступа обучающихся к мировым образовательным ресурсам; - воспитание информационной культуры школьника и устранение комплекса компьютерной тревожности, т.е. боязни дискомфорта в работе с компьютером. Число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы чаще всего с игровыми компьютерными программами и используют компьютерную технику для развлечения и отдыха. Познавательные и образовательные мотивы работы с компьютером стоят на двадцатом месте. Зачастую учителя, владеющие компьютером и понимающие его технические возможности, игнорируют или не осознают принципиально новые педагогические возможности как средства обучения, используют его в русле традиционных репродуктивных обучающих технологий. А к новому средству обучения необходим и новый педагогический подход. Компьютер для обучающихся – не только источник получения новой учебной информации, но и инструмент интеллектуальной деятельности. Работа на компьютере может развивать такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, толерантность и креативность, коммуникативные умения. Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач организационных форм развивающего обучения. Условиями успешности такого обучения выступают специальная организация дидактической системы и целенаправленная подготовка обучающихся и учителя к новым видам деятельности в компьютеризированной учебной среде. Компьютер - педагогический инструмент, а не его электронная замена. Преимущества компьютера по сравнению с другими видами ТСО: - мультимедийность (сочетание в одной учебной программе учебной информации звука, цвета, анимации, гиперссылок); - интерактивность (внутренняя активность ученика запланирована самим содержанием учебных программ и не требует внешнего руководства со стороны учителя); - дружественный интерфейс (обеспечение комфортности работы пользователя, немедленная реакция на его действия, система встроенных советов, справок, рекомендаций); - адаптивность к обучаемому (возможность выбора в компьютерной программе индивидуальной траектории обучения); - независимость содержания обучения (равные возможности всех пользователей независимо от социальных и других условий жизни); - многотерминальность (одновременная работа нескольких групп, в том числе по разным программам, контролируемая и управляемая базовым компьютером); - доступность (простота тиражирования обучающих программ на CD-, DVD-дисках, сайтах интернета и др). Следует различать компьютерный урок и компьютерную поддержку урока. На компьютерном уроке компьютер выступает одновременно и как средство, и как объект изучения. Примером может служить предмет «информатика». На всех других предметах в школе реальна только компьютерная поддержка урока, когда компьютер используется как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения. Такое объединение не нарушает обычной урочной системы организации учебного процесса и постепенно приучает школьников к взаимодействию с компьютером в ходе усвоения материала. Возможные учебные задачи компьютерной поддержки урока: - показ видео- и анимационных фрагментов для постановки учебных проблем, демонстрации явлений, объектов и т.п.; - демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов; - анализ на компьютерных моделях проведенных в классе «вживую» демонстрационных опытов с возможностью вариаций начальных условий и параметров; - использование анимированных рисунков, моделей, схем, графиков как средств виртуальной наглядности; - проведение компьютерных лабораторных работ; - предоставление вариативных заданий различной сложности для самостоятельной работы с оценкой результатов и разъяснением ошибок через гиперссылки; - проведение тестового контроля усвоения нового материала и итогового контроля знаний с фиксацией результатов; - проведение многоуровневых самостоятельных и контрольных работ, предъявление нестандартных, творческих заданий обучающимся; - предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов; - построение графиков, диаграмм с использованием встроенных программ м микрокалькулятора; - решение задач с последующей проверкой результатов; - пользование предметным словарем (глоссарием); - проведение тематических учебных компьютерных игр с использованием виртуальным конструктором; - обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете; - создание и демонстрация физических моделей процессов, технических устройств в специальных средах; - создание ученических проектов. Учебная ситуация в разных классах, школах, историческом времени очень вариативна, и поэтому на уроке реально только фрагментарное включение компьютерного материала в сочетании с другими средствами обучения. Основные методические правила компьютерной поддержки урока. 1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды. 2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности. 3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся. 4. компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять. модернизировать, варьировать способы применения. 5. Сочетание разных средств обучения в свете системного принципа их взаимодействия. Эпизодичность, разрозненность ТСО не концентрирует внимание на главном, утомляет школьников.
|
|
© belyackovamarina |